У Вас есть вопрос ?

Спросите у специалиста

Гнев, злословие, состояние сознания

Категория: Йога сегодня и магия, медитация и польза йоги


Добрый день, друзья. Эту маленькую подборку я специально сделал для тех, кому интересна тема возникновения негатива.

В ней я постараюсь коротко раскрыть тему негатива. В большей мере у текста изложенного в ней, нет автора. Это подборка, взятая из Священных писаний, таких как: Йога-сутры, Веды, Упанишады, а также слова просветлённых мастеров – Патанджали, Вивекананда, Кришнамурти.

Разновидность негатива – Гнев и Злословие.

Существует пять источников сознания. Мы рассмотрим два:

1. Мудха

В состоянии мудхи сознание стремится к тому, чтобы видеть и причинять страдание. В этом состоянии с характеристиками тамас мы отрицаем счастье, проецируя собственное неблагополучие на всех, кто входит в наше поле восприятия. Наша творческая энергия заблокирована, и мы чувствуем себя навсегда загнанными в угол, забывая о самой возможности более возвышенной и открытой жизни.

2. Кшипта

Состояние кшипта отличается чертами раджас: для него характерна разбросанность. Мы испытываем удовольствие и боль от нашей деятельности, направленной на удовлетворение наших желаний. Мы мало думаем о последствиях нашего поведения, и, даже когда нас предупреждают о возможных негативных последствиях какого- либо поступка, мы ищем ему оправдание и делаем по-своему.

Напуганные, жадные, эгоистичные, мы не придерживаемся порядка, стремимся к удовольствиям и избегаем боли.

Из этих источников вытекают последствия, такие как ГНЕВ:

Гнев — врата ада. Человек начинает сердиться, когда его желание не удовлетворяется. Его разум погружается в смятение, человек теряет память и рассудок. Он гибнет. В гневе человек может сказать и сделать что угодно. Он способен на убийство. Оскорбительные слова приводят к драке и поножовщине. Разъяренный человек теряет рассудок и власть над собой, он не понимает, что делает. Обида, возмущение, неистовство, ярость и раздражение — все это формы гнева. Но когда человек хочет исправить другого и без корысти пользуется гневом как силой, позволяющей изменить дурное поведение, такой гнев называют «праведным». Представим, что некто досаждает девушке, оскорбляет ее, а прохожий сердится на этого преступника. Это праведное возмущение. В нем нет ничего плохого. Гнев отвратителен, когда вызван жадностью или эгоистичными побуждениями. Если человек часто раздражается по пустякам, это явный признак душевной слабости. Сдерживайте раздражительность, развивая терпение, вичару, кшаму (умение прощать), любовь, милосердие и дух служения. Когда гнев пребывает под контролем, он превращается в силу, способную перевернуть мир. Он преобразуется в оджас подобно тому, как тепло и свет становятся электричеством. Энергия принимает другую форму. Если ученик полностью покорил свой гнев, можно считать, что он закончил добрую половину садханы. Власть над гневом означает и власть над похотью. Все пороки, дурные качества и неправильные поступки зарождаются в гневе. Если гнев укрощен, дурные качества отмирают сами собой. Тот, кто подчинил себе гнев, не способен на дурные и неправильные поступки. Он всегда справедлив. Легко раздражающийся всегда несправедлив. Он подвержен влиянию чувств и порывов. В ярости человек полностью теряет контроль над собой. Гнев черпает силу в многократных проявлениях. Если же он укрощен, постепенно укрепляется сила воли. Ученик должен направить все свое внимание на борьбу с этим могущественным противником. Если вас обидят, старайтесь сохранять спокойствие. Стерпите оскорбление. Это укрепит силы. Начните с управления порывами и чувствами. Ощутив, что можете взорваться от гнева в разговоре или споре, просто умолкайте. Старайтесь говорить другим приятные (мадхура) и нежные (мриду) слова. Речь должна быть легкой, а доводы весомыми. Жесткие выражения лишь приводят к разногласиям. Если вам трудно сдержать гнев, немедленно удалитесь и немного пройдитесь. Выпейте холодной воды. Табак, мясо и спиртное делают характер раздражительным, и потому от них следует полностью отказаться. Табак вызывает сердечные болезни, а больное сердце легко раздражается. Будьте осторожны в выборе круга общения. Говорите мало. Поменьше общайтесь. Рассуждайте так: «Что такое обида? Чего я достигну гневом? Это пустая трата времени и сил. Я — не тело. Во всех нас пребывает один и тот же Атман». Это полностью избавит от рассерженности. Гнев портит кровь, так как в ярости она наполняется отравляющими веществами. Известны случаи, когда грудные дети гибли от материнского молока, так как матери кормили их в припадке гнева. С точки зрения современной психологии, с гнева начинаются все недуги: ревматизм, заболевания сердца и нервные болезни. Приступы ярости разрушают нервную систему, а для возвращения к норме требуются долгие месяцы.

Также считаю полезным дополнить эту тему следующим текстом:

Злословие

Это грязная, отвратительная привычка мелочных людей. Почти все являются жертвами этой ужасной болезни, прочно укоренившейся привычки бездушных, зловредных людей. Злословие — это тамо-гуна вритти. На этой дурной привычке держится вся лила мира. Это мощное оружие майи, сеющей по миру беспорядки. Если видите, что вместе собралось больше троих людей, можете не сомневаться, что разговор не обходится без злословия. Даже если эти люди – садху (монахи, отрёкшиеся от мира и отказавшиеся от материальных наслаждений.), нет сомнений, что они кого-то оговаривают. Они твердят: «Кшетра скверно готовит, а Свамид-жи — плохой человек». Иные садху злословят чаще, чем домохозяева. Этой ужасной болезнью страдают даже образованные санньясины (аскет, последняя, четвертая ступень в законе четырех стадий жизни). Настоящий садху, постоянно погруженный в созерцание, всегда остается один.

Корень злословия кроется в  неведении и зависти. Клеветник хочет унизить, уничтожить преуспевшего человека путем лживых обвинений, оскорблений, грязных слухов и так далее. Его интересуют только сплетни, этим он живет, от этого получает удовольствие. Это его свабхава (природа, нрав). Клеветники опасны для общества. Это самые страшные преступники, заслуживающие строгого наказания. Двуличие, бесчестность, хитрость, сутяжничество, ловкачество, грязные уловки и проделки — вот что окружает клевету. Разум злословящего не знает покоя. Он постоянно занят гнусными замыслами. Ученик должен полностью освободиться от этого отвратительного порока.Когда человек, не избавившийся от зависти, злого языка, ненависти, гордости и самолюбия, говорит, что медитирует по шесть часов в день, либо умеет управлять своей и чужой энергией — это полная чушь. Если не искоренил эти дурные вритти, не очистил разум беззаветным служением в течение шести лет, нельзя надеяться даже на шестиминутную медитацию.


Суббота, 12 Ноябрь 2011 11:12

Добавить комментарий