У Вас есть вопрос ?

Спросите у специалиста

Йога — магия.

Категория: Йога сегодня и магия, медитация и польза йоги


Иные средства достижения сиддх (магические силы).
Мы закончили третью главу Йога-сутр и переходим к четвертой, называемой КАЙВАЛЬЯ ПАДА (глава об абсолютном освобождении).

В течение нескольких дней я не мог решиться продолжить работать. Дело в том, что эта глава мне НЕ НРАВИТСЯ. Я соглашаюсь c мнением ряда ученых, которые утверждают, что почти вся 4-я глава Йога-сутр — позднее добавление. Глава не содержит ничего принципиально нового, все, что в ней, так или иначе уже говорилось в тексте. Плюс, в ней чисто конфессиональные «разборки» — критика других направлений (буддийской йоги). Все это наталкивает на мысль об интерполяции, позднем добавлении.

Да и некоторые термины и критика школ буддизма ясно указывают, что глава писалась позднее пятого века, тогда как Йога-сутры созданы до н. э.

Есть мнение, что каждая глава текста — произведение разных школ.

Давайте забудем ученых, забудем их видение и попробуем поговорить об этой главе «с йогической точки зрения».

Считаю, что добавлена не вся глава, а на первые сутры этой главы «наращена ткань», так как логически эта глава имеет право существовать.

Итак, в первой главе (которую мы оставляем напоследок) описано то, как к йоге должен подходить адепт с «концентрированным сознанием».

Вторая глава для людей, менее подготовленных, — вторая глава и есть описание восьмиступенчатой классической йоги (яма, нияма, асана…).

В третьей главе — сиддхи, магические силы, достигаемые йогой.

Четвертая часть по всем канонам логики должна существовать с пояснением ВСЕЙ КАРТИНЫ, ЦЕЛИ, к которой шел ученик…

Но, несмотря на то, что 4-я глава содержит именно такую информацию, в ней есть поздние добавления.

По мере комментирования, я укажу на их, но постараюсь сделать акцент на кайвалье — ОСВОБОЖДЕНИИ, на том, что и было целью всего пути, всей садханы (практики, пути).

Сам стиль изложения меняется, так что и я попробую приступить к комментариям иначе, чем это было до этого.

Итак, Учитель перечислил все сиддхи, которыми в той или иной степени одержимы индийская мифология и фольклор. Но это было сделано с описанием конкретных видов медитаций, ведущих к тем или иным сиддхам. В конце Патанджали все же утверждает, что при достижении ВИВЕКИ — различения вечного и временного (Пуруши и Пракрити, Субъекта и Объекта) — адепту становятся доступны ВСЕ силы и ВСЕ знание…

Таков пафос конца третьей главы.

Именно опираясь на это можно понять начало четвертой. Да, эти силы становятся доступны йогину, как бы говорит текст, но ТОЛЬКО ЛИ йогой они достижимы?

Согласно первой сутре 4-й главы, эти силы могут быть обретены и другими путями.

1. Совершенные Способности возникают благодаря соответствующей форме рождения, фармакологическим средствам, чтению мантр, практике тапаса (аскетизм) и йогической медитации.

Значит, кроме йоги, есть еще другие пути к достижению Совершенных Способностей — сиддх. Рассмотрим их по порядку.

Но не стоит забывать, что понятие ЙОГА объединяет перечисленные методы (мантры, тапас).

Начнем с того, что Учитель называет «соответствующей формой рождения». Это самый долгий метод, но и самый легкий. Ученик может начать совершенствовать свою карму и таким путем достичь перевоплощения в более высокую область бытия.

Комментируя это место, Вачаспати Мишра поясняет, что прогресс достигается благодаря карме, «следствие которой — наслаждение небесной формой рождения (сваргопабхога)». Интересно, он подчеркивает, что переход из одной формы существования происходит в следующую. Он пишет, что такая карма, совершаемая «тем, кто относится к человеческому роду», благодаря ЛИШЬ ФАКТУ РОЖДЕНИЯ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ГРУППЕ БОГОВ (ДЕВА), возводит душу на иной уровень. Этот уровень — сварга, небеса, реальность бытия в более тонком теле, не физическом. Человек может обрести «другое тело, способное уменьшаться до размера атома (анима), и прочие сиддхи».

Способность уменьшаться — составляющая восьми совершенных способностей, о которых мы говорили недавно. Эти восемь сиддх (айшварияни) — способ существования в более тонком мире (не хочу использовать термин «астральный», ибо этот термин навевает ассоциации теософского общества, всяких Рамачарак, Блаватских и т. д.). Душа при очищении, при порывании оков грубой материи перерождается в иной мир, более тонкий, называемый божественным. 

Я перечислил разные уровни бытия, когда мы говорили о познании вселенной путем санъямы на СУРЬЯДВАРЕ — солнечных вратах (3 глава). Перечитайте это место. Там описаны разные уровни бытия, разные Дэвы (Боги) и те силы, которые им становятся доступны на этих уровнях существования.

Иными словами, «соответствующая форме рождения» обозначает освобождение от физического тела, обретение тонкого тела, лингама, сукшма шарира. Чем лучше карма ученика, тем более утонченный мир он может достигнуть, ибо «хорошая карма» обозначает отсутствие связи с физическим телом, отсутствие порабощения страстей и телесных страданий…

Васубандху в Абхидхармакоше (энциклопедии Абхидхармы) приводит слова Будды, которые я хочу здесь повторить, чтобы получше пояснить значение ЛИНГАМА, СУКШМА ШАРИРЫ (тонкого тела):

«Кроме того, я показал моим ученикам способ, которым можно из этого тела, состоящего из четырех элементов, вызвать к существованию другое тело — творение разума (рупим маномаям) со всеми его конечностями и прочими частями, обладающее к тому же трансцендентальными способностями (абхининдриями). Это похоже на то, как человек очищает тростник от оболочки или достает меч из ножен». Кстати, в упанишадах предписывается именно такая медитация — очистить тростник от оболочки, очистить свое естество от физической оболочки.

Таинственные ритуалы Вед объявляются методом перехода в иные, божественные уровни бытия.

Но и размышления санкхьи, и упражнения йоги, и тапас — все это тоже может стать причиной рождения в иной реальности, более тонкой (сукшма, астральной).

Комментируя эту сутру, Вивекананда приводит пример Капилы — основателя санкхьи. Капила родился уже совершенным, СИДДХОЙ, что в переводе означает «возвысившийся до успеха». 

Я осмелюсь возразить великому Свами — в Йога-сутрах разговор о переходе в иной мир существования, в иную реальность, ТОНКУЮ (сукшма, астрал), Дэвовскую…

Патанджали говорит о том пути, который есть суть ведических ритуалов… Так что приводить пример Капилы или любого другого мудреца, рожденного уже сиддхой, — неправильное понимание этого места.

Я считаю, что Йога-сутры говорят именно о других реальностях, более возвышенных, тонких, астральных — все это принято называть локами, Дэвовскими локами…

Веды оставили очень запутанный, нагроможденный до невероятной степени ритуализм. Если сказать по правде, то суть давно утеряна жречеством…

Эти ритуалы почти никто не понимает, но жречество продолжает цепляться за все это, не понимая, но оно не способно отказаться от прибыли. Уже упанишады высмеивали жречество, сравнивая жрецов с собаками, просящими еду, скулящими (пародия на мантры). «Слепцы, ведомые слепцами», — говорят упанишады о простолюдинах, обманутых жречеством.

Чтобы не отходить от йоги, я вынужден на время оставить эту тему. Ее мы рассмотрим потом, когда перейдем к упанишадам и гимнам Вед. Об этом, если читатель помнит, мы уже говорили в комментариях к Гите. Там приверженцев Вед считают «находящимися на неверной дороге». Установку на достижение иного, более ТОНКОГО (сукшма, астрального), тела Гита не одобряет. К возвышенным локам (реальностям, Раям) душу толкает стремление к наслаждению. Райские миры, апсары — небесные танцовщицы, сверхъестественные удовольствия, более длительный срок пребывания, намного длиннее, чем человеческая жизнь, — все это Майя, сны внутри снов.

Не нужно думать, что раз Патанджали упоминает о таком феномене, это означает одобрение Учителем этого пути.

Нет, он лишь перечисляет все пути, все техники, вот и все. А разные локи, вплоть до Сварга-локи, — для истинного йога лишь иные сны, более приятные, длинные, интересные… Но и эти сны заканчиваются, так что душа опять воплощается в человеческом роду, начиная вновь накапливать карму…

Нужно особо обратить ваше внимание на то исключительное значение, которое придается человеческому (ману) роду. Не только йога, но и другие направления (буддизм, джайнизм, дзэн, чан) утверждают, что окончательного ОСВОБОЖДЕНИЯ (кайвалья, мокша) можно добиться лишь на человеческом уровне бытия. У демонов много плохой кармы, у Дэвов (богов) — уйма благой, обеспечивающей им невероятные наслаждения. Но чтобы умом овладела ИСТИНА (видья, праджня), крайностей не должно быть. Именно в человеческом воплощении можно достичь Смысла Существования.

В мифах все это передано красочно, иносказательно. Бог сотворил человека последним. Он представил творение ангелам, и те поклонились, кроме одного (в Коране его называют Иблис, в Библии — Сатана).

То, что остальные ангелы поклонились, нужно понимать так — человеческое существование представляет больше шансов для духовного продвижения…

Вивекананда развивает эту мысль, утверждая, что даже среди людей те, кто находится посередине (не очень богат, но и не беден), находятся в еще лучших условиях. Большое богатство, как и большая бедность, — помехи.

Большая часть моих читателей должна быть из этой средней прослойки. Не думаю, что моими комментариями заинтересуется какой-нибудь олигарх (хотя это было бы великолепно, он помог бы с переводом моих трудов на английский, что является моей мечтой) или бедняк, борющийся за существование и не имеющий куска хлеба. Такие крайности — карма, неблагоприятная для йоги.

Теперь второй способ из перечисленных Учителем — фармакологические средства. Согласно комментарию Йога-сутр, Таттва-Вайшаради, под Снадобьями (АУСАДХИ) подразумевается эликсир, который может выпить человек, попавший в мир Асуров. Там и можно достать эликсир (АМРИТУ), приготовленный прекрасными девушками-асури, дарующий вечную молодость, бессмертие и прочие сиддхи.

Комментатор Вьяса подчеркивает, что эликсир можно достать «в местах пребывания асуров».

Вивекананда, комментируя это место, упоминает секту Расаяна.

«Члены секты утверждали, что ртуть, сера и др. при их правильном использовании, могут даровать человеку бессмертие, способность летать по воздуху и пр.»

Добавлю, что способность левитировать (летать по воздуху) упоминается часто.

Мадхава упоминает о йогической процедуре ДЭХАВЕДХА, с помощью которой можно «летать по воздуху».

Я не раз встречал упоминание этой сиддхи в Мокшадхарме… Например, Шука–йогин идет в отдаленное место, и текст особо подчеркивает, что «он шел пешком, способный переноситься по воздуху».

Есть много упоминаний о летающих магах и правителях.

Есть легенда о волшебном озере Анаватапта, достигаемом лишь теми, кто может левитировать. Будда и архаты достигали ее в один миг, переносясь по воздуху. Так же с мистической «северной страной» — Шветадвипа, которую риши достигают лишь по воздуху…

Есть легенда о трех волшебных горах посреди моря, тоже достижимых лишь левитацией…

Извините меня за это отступление, но мне показалось, что читателю будет интересно…

Кроме этого, левитация — одно из составляющих западного мистицизма с использованием фармакологических средств. Вы, наверное, помните великолепно оформленный рассказ Булгакова о полете, вследствие втирания таинственной магической мази в его «Мастере и Маргарите». Сюжет взят из традиции магии, где именно благодаря наркотическому действию мази (ведьминой мази) появляется мнимая или реальная способность к левитации и полету. Легенда гласит, что колдуны и колдуньи слетаются на своеобразный симпозиум (шабаш), используя эту мазь. В свое время я поинтересовался западной магической традицией, так что могу кое-что вспомнить и рассказать, обозначить некие параллельные места.

Не осуждайте меня, мне было около 14 лет, и я интересовался всеми источниками, которые в то время можно было достать. Даже КГБ заинтересовалось читателем, выписавшем в Публичной библиотеке все имеющиеся книжки по мистицизму, колдовству и прочем. К моему счастью, они посчитали мой возраст юным и не стали препятствовать или проводить Разъяснительные Беседы…

Папьюс, Агриппа, Парацельс, Ш. Рише и прочие авторы, так или иначе касавшиеся этого вопроса, не однозначны в определении состава этой мази. Но почти все они упоминают два составляющих — опий и «Ведьмину траву», или нечто, содержащее аналогичные алкалоиды.

С опиумом все ясно, там алкалоид Морфий с его известным всем действием на ум — усыплять, навевать галлюцинации, переводить в сюрреалистическую область существования.

А вот с «Ведьминой травой» все гораздо интереснее — активное вещество, содержащееся в этом растении — Атропин и его производные: Гиосциамин, Скополамин. Они содержатся в нескольких сорняках, и с древнейших времен эти растения использовались в шаманских целях.

Я читал упоминание о «Дурман-траве» у Кастенады. Там эта трава была излюбленным растением учителя самого Дона Хуана. Он рассказывал, что «Дурман-трава» дарует силу «перепрыгивать через деревья», что можно посчитать левитацией…

Кстати, Дон Хуан добавляет, что его учитель — один из немногих, кто не подпал под власть этой травы, ибо она любит подчинять людей.

Это интересно, старый колдун сортирует травы на категории. «Дымок» — гриб, содержащий Псилоцибин, которому он отдает предпочтение, он называет легким, не порабощающим. «Дурман-траву» — наоборот, дарующим силу, но подчиняющим человека… А о кактусе с Мескалином он говорит, что это божество — Мескалито. О дымке и дурман-траве он говорит, что в них нет божества, только Гуахо — помощник…

Наверное, дымок похож на марихуану, он мало подчиняет людей, а дурман-трава — на опиум, вызывающий пристрастие, порабощение. А вот кактусу из синтетических веществ можно сопоставить ЛСД — если где-то и живет некое божество, то оно в ЛСД.

Это так… чтобы сравнить описанные Кастенадой вещества с теми, которые больше известны моему читателю.

Вернемся к Ведьминой Мази, содержащей атропин, гиосциамин, скополамин, опиум и еще массу неизвестных веществ. Для нашего исследования важно то, что атропин и другие перечисленные вещества, кроме ощущения полета, вызывают эротические галлюцинации, что объясняет своеобразную общность навеваемых видений — ведьмы слетаются на шабаш, где предаются массовой оргии, в которой принимает участие сам Князь Тьмы…

Все это вызывает мою улыбку, а не отвращение. Понятно, что отравленные снадобьями люди, при этом ожидающие некие ощущения (полет, оргию…), видели галлюцинации, и то, что все они видели одно и то же, объясняется силой самовнушения…

Но не стоит доводить всю западную магическую традицию до этой народной магии.

Попробую обрисовать общую картину, ибо предмет нашего разговора не есть западная магия… Хотя в первой сутре четвертой главы описанные Патанджали средства уж очень напоминают средства, используемые в магии, как западной, так и любой…

Так и должно быть, ведь магия — одна, и делить ее на западную, восточную и пр. несерьезно.

Если посмотреть на истоки западной магии, то, наверное, мы придем к греческим мистериям, к Вавилону, к скандинавской Эдде (близнецу индийских Вед).

Скандинавская Эдда — это сборник древних мифов легендарных Ариев, пришедших на запад с востока. Веды принесены Ариями, мигрировавшими на восток с запада. Понятно, что разговор идет о единой традиции, унесенной в два разные направления единым народом — Ариями. Кстати, буддисты тоже употребляют это слово. Ария — это святой, возвышенный человек. Иран, Индия, Скандинавия — всюду мы встречаем следы этих легендарных Ариев, и не нужно отождествлять их с каким-то народом, расой. Это обладатели некого знания, возвышенные люди, чье влияние на всем индоевропейском пространстве признано наукой.

Есть одна общая черта оставленных Ариями следов — вера в таинственный эликсир. В скандинавской Эдде его называют «Медом поэзии», или Брагой. Брагой еще называют вдохновленных поэтов-мистиков, способных в опьянении пророчествовать, становиться проводниками богов…

Та же картина и в древнем Иране (Ариана — страна Ариев). Напиток — Хаома. Поэт-мистик — заотар.

То же в Индии (Арьяварта — страна Ариев). Напиток — Сома. Поэт-мистик — хотар.

Сома — Хаома. Хотар — Заотар…

Я прервусь, ибо не хочу детально исследовать этот вопрос здесь, для этого еще придет время. Но проследить использование фармакологического вещества для мистических целей, даже при столь поверхностном знакомстве, не составляет труда.

При изучении тех осколков мистического знания, которые остались на западе после инквизиции, мы видим все ту же картину.

Адепт готовит себя заранее. Тут и аскетизм, и очистительные ритуалы, и пост.

Иногда принятие содержащих наркотик снадобий начинается за несколько дней до Главного Ритуала.

На ночь, когда производится магическое действие, адепт подготовлен психологически. Голодание, аскетизм, наркотики — все это до крайнего предела увеличивает его восприимчивость.

Дальше следует ритуал — магический круг, заклинания, имена ангелов, богов (то, что можно было бы назвать МАНТРАМИ).

Я обрисовал все это, чтобы провести параллель. Как мы видим, на западе для достижения магических сил использовались те же средства, о которых говорит Патанджали.

Снадобья — наркотические вещества. 

Мантры — заклинания, магические формулы — об этом чуть позже.

Закончим тему наркотиков.

Патанджали подчеркнул, что важнейшей частью мистических традиций являются лекарственные средства (АУСАДХАИЯ). Не только арийская традиция, но и шаманизм как таковой во всем мире использует лекарственные средства, изменяющие психику.

Интересующимся этим вопросом я бы посоветовал книги Элиаде «Шаманизм», «Алхимия». Работу Т. Маккены «Пища Богов», книги Кастенады и пр.

Маккена идет дальше всех и выдвигает теорию, что содержащие наркотик растения (грибы) являются тем, что заставило эволюционировать обезьяну в человека… Этот автор говорит красиво, со знанием, но, к моему изумлению, я обнаружил очень грубое незнание. Говоря о Соме, он выдвигает свою точку зрения, но, или по незнанию, или по невниманию, у него вкралась ошибка. Он исключает, что веществом могло быть производное лизергиновой кислоты (ЛСД), хотя в другом месте рассказывает, что в Греции использовали спорынью для мистерий…

Он, как и другие авторы, совершает общую для всех ошибку — ищет ОДНО ВЕЩЕСТВО, не понимая, что сомой (хаомой) не может быть нечто одно. Арии, охватившие столь огромную территорию, не могли использовать одно средство. Они несли ЗНАНИЕ, КАК приспособить вещества, встречающиеся на своем пути, для мистических целей. Я об этом уже говорил: бангха — это конопля в иранской традиции, а у угро-финнов это уже гриб… Ясно, что одно вещество не может распространиться на почти всем континенте, и его не могли нести арийские завоеватели в таких количествах, чтобы хватило и им, и их потомкам…

О соме мы поговорим отдельно… Как и об АМРИТЕ — эликсире бессмертия, секрет которой знают асуры…

Я встречаюсь с трудностью — разговор на тему наркотиков может затянуться надолго. Есть опасность потерять главную нить, а мы говорим о йоге, а не о шаманизме или психофармакологии. О Соме мы поговорим, когда перейдем к Ведам. В принципе, путь Вед — это принятие Сомы с соответствующим ритуалом и мантрами. Так что, то, что осталось в западной магии, в виде карикатуры (из-за инквизиции) можно обнаружить в полной мере в Ведах.

Итак, подведем итог. Осадхая — применение лекарственных средств. Это еще один способ добиться магических сил. Это не йогическая традиция, поэтому не просите меня высказаться по этому поводу. Я пишу о йоге. А правильно использовать наркотики или неправильно (что вообще это значит — ПРАВИЛЬНО или НЕПРАВИЛЬНО?!) — это не в моей компетенции. Но есть шаманская традиция почти во всех культурах, на разных континентах. И игнорировать эту традицию нельзя только потому, что та или иная власть запрещает то или иное вещество. В одно время и табак был запрещен, его употребление каралось страшно, отрезали носы, уши, четвертовали… Но сегодня — другая картина. То же и с другими веществами. Где-то можно официально курить траву, а где-то нельзя пить вино…

Курить траву — наследие одной культуры…

Пить за Ушедших и предков — святая обязанность для другой культуры…

Как может государство запрещать одно или другое. 

Но хочу добавить следующее. К средствам, изменяющим сознание, никак не относятся синтетические наркотики, доставаемые из рук наркодиллеров. Эти вещества так загрязнены, что их использование невозможно для духовных целей. Йога утверждает, что даже еда становится загрязненной, если ее касались руки низменного человека. Ученику запрещено есть еду, приготовленную низменным человеком. Что же говорить о наркотиках, они проходят сквозь руки, низменные до невероятной степени…

Если мой читатель живет в стране, где не запрещено то или иное растение, и он сам найдет его или вырастит, то, при должном подходе, он сможет использовать это средство, чтобы заглянуть за горизонт, туда, куда его приведут упражнения йоги через некоторое время. В таком случае растение (например, конопля) может приподнять завесу, дать некий кредит, ментальное состояние, которое и так станет доступно ученику через месяцы практики. Но такой опыт можно проделать пару раз, при частом употреблении энергия истрачивается, и ученик уже не получает желаемого результата. Не забывайте, что СОМУ употребляли не регулярно, а только в исключительных случаях, и при этом всегда с опытными учителями…

В этом и заключен секрет того, что благие намерения Тимота Лири, Маккены, Германа Гессе и других, объявивших наркотики «билетом в иные измерения», не принесли ожидаемого эффекта.

Повторяю еще раз. Если вы пользуетесь средством для «подстегивания» духовной энергии, то важно, чтобы это средство было чистым — незагрязненным энергией и алчностью наркодиллеров. Это средство должно быть природным (настойка или высушенное растение), с вами должен быть опытный и духовный гид.

Это средство не должно быть запрещено законом. Это очень важно.

Не подумайте, что я такой уж законопослушный. Дело в том, что при использовании средства, запрещенного законом, в уме появляется напряжение, даже если оно неощутимо сознательно. Например, трава, выкуренная в Голландии (где ваш покорный слуга побывал) или в Индии (где ваш покорный слуга жил), действует совершенно иначе, чем в странах, где ее запрещают и где употребление преследуется по закону.

Вспомните, что мы говорили при обсуждении ямы. Йога запрещает агрессию и прочее не из-за моральных соображений, а потому, что ум, переполненный такими волнами (агрессия, алчность, похоть…), невозможно успокоить настолько, насколько это необходимо для йогических целей.

Наконец, скажу еще одно. Наркотики — это квинтэссенция МАЙИ. Материя, принимающая вид наркотика, получает власть над человеком намного мощнее, чем в своих иных ипостасях. Я бы посоветовал не прибегать к наркотикам, даже к кофе, вину и прочему.

Ведь то, что мы считаем таким безвредным, является наркотиком для людей другой культуры. Например, кофеин. В тюрьмах, где нет доступа к иным веществам, из чая варят ЧИФИРЬ, и есть некий ритуал по его принятию (чифирить будем?). При большом количестве, при навыке чифирь превращается в стимулятор, совсем не уступающий экстазу и прочей химии, которую глотает молодежь на дискотеках.

Но тот же чай, при его ПРАВИЛЬНОМ применении, может открыть сознание, что и делают мастера Дзэн, исполняя т. н. СИ-НО-РЮ — чайную церемонию.

Для такого использования чая важно, чтобы ученик не пил его ежедневно. Он не должен «сидеть» на чае (а также на кофе и других, содержащих кофеин, препаратах). Если ученик непристрастен к чаю и если церемония проводится правильно (с правильной ментальной установкой), то достигается некое новое духовное состояние, возвышенное, просветленное. В этом случае чайный напиток превращается в Сому, в АМРИТУ…

Есть легенда о Будде. Он тщетно боролся с дремотой во время медитации. Наконец, Будда вырвал себе брови, чтобы побороть дрему. Там, куда упали его брови, выросла трава (чай), которая помогает побороть дремоту.

Включение чая в эту легенду указывает, что это растение уже давно применяется в медитативных целях. Но мы, используя его ежедневно, превратили его во что-то обыденное, и его действие на нас уже не то, что наблюдается при ПЕРВОМ или РЕДКОМ использовании.

Кстати, подобная легенда существует и о Маке (Папавер Сомниферум — Мак Опийный). Легенда гласит, что, вырвав брови, Будда выбросил их и «выросла трава, которая дарует принявшему Дрему Будды».

Кофе тоже сперва использовался в религиозных целях. Его пили монахи для облегчения ночных бдений.

Даже табак, столь распространенный и такой обычный, сначала использовался индейцами для сакральных целей. Они курили его не часто и называли свой ритуал «Трубкой Мира».

Запомните мой совет, Майя и так сильна, не нужно искушать судьбу, не нужно «смотреть Горгоне в глаза», иначе нас всех ожидает духовное окаменение. Наркотики — самое активное проявление Майи. При слабости они приведут к порабощению ученика, поэтому лучше развивать свои магические силы с помощью йоги.

Третьим в перечисленных средствах стоит чтение мантр.

Мантры — это некие формулы, некие заклинания.

Иногда они имеют смысл. Сюда можно отнести и ведические гимны. Кстати, на санскрите есть около пятидесяти синонимов слова «гимн» (что указывает на то значение, которое им придавали древние мыслители). Эти гимны, возносимые ведическим богам (силам космоса), сравнивают с произведениями искусства. Как плотник создает корабль, способный отправиться к другим берегам, так и поэты-мистики способны создать «виртуальные корабли», способные достигать неба, богов, умилостивить их, чтобы они вознаградили просителя…

Мантра — это еще и некое сочетание звуков, мистическое, без определенного смысла. Пример такой мантры — ПРАНАВА (ОМКАРА или АУМ).

ОМ (звучит АУМ, но пишут ОМ) уже со времен Яждурведы отождествляли с Абсолютом (Брахманом), с Ведами, со всеми великими богами. В упанишадах эти отождествления следующие.

А — Абсолют до творения (Брама).

У — Абсолют во время творения, или абсолют, измененный в космос (Вишну).

М — Абсолют после творения, вернувшийся к своей имманентной сути (Шива).

Также А, У и М отождествляются с временем: прошлое, настоящее и будущее.

С тремя Ведами: Ригведа, Яджурведа и Самаведа.

С тремя мирами: земля, воздушное пространство (срединный мир) и небо.

С тремя телами: стхула шарира (грубое физическое тело), сукшма шарира (тонкое астральное тело) и карана шарира (каузальное причинное тело, самая тонкая форма пракрити, или материи, обволакивающая душу).

В упанишадах предписывается рецитация (устное или мысленное повторение этого первослога). Там сказано, что, повторяя подобным образом АУМ, бывают «почтены» все эти ипостаси абсолюта.

Есть еще более сложная медитация: А, У и М отождествляются с тремя состояниями сознания — бодрствование (джагат), сновидение (свапна) и глубокий сон или полное торможение психики (джагат).

Упанишады говорят (например, Шветашватара упанишада), что рецитация АУМ при подобном отождествлении подобна трению двух палок, где одна палка — сознание йогина, а другая — сама мантра. «При усердном трении ученик добудет огонь — ЗНАНИЕ, как при трении двух палок».

В Йога-сутрах Патанджали утверждает, что АУМ — нечто вроде пароля, оставленного самим Всевышним. При рецитации, при обращении мыслей к Богу ученик получает В ПОДАРОК способность к духовному подъему, к сосредоточению.

Есть целая область размышлений, которую я не собираюсь тут приводить. Например, Айтарея-брахмана (имеющая авторитет священного писания — ШРУТИ) говорит о созидательной роли мантр, таких как КХАТ, ПХАТ… Но нужно понимать, что эти мантры невозможно передать вам при помощи букв, письменности. Мантра — это некое звучание, которое вы можете услышать лишь из УСТ ЗНАЮЩЕГО мантру, и даже это не означает, что сможете правильно повторить без практики. Иначе духовный прогресс был бы очень и очень легким делом, ведь утверждают, что существуют мантры, чье повторение может даровать все силы, духовное видение и пр.

Они, несомненно, существуют, но имеется в виду не набор звуков, которые можно передать при помощи письма, а некое ментальное состояние, закодированное с помощью звуков, при этом ученик должен из уст учителя услышать эти звуки и узнать, как наложить медитацию на них…

Та же ситуация и в буддизме, и в дзене. Ислам (суфизм) знает традицию использования ритуальных формул (ЗИКР). Христианская «АМИН» — это не что иное, как мантра, похожая, кстати, на АУМ.

Поскольку мы говорим о магических силах, достигаемых мантрами, то следует упомянуть и западную магию с ее формулами, не имеющими смысла — мантрами.

Обозначением такой формулы стала АБРАКАДАБРА. Эту мантру я встречал у Агриппы. Нужно написать ее, а внизу приписать АБРАКАДАБР. Еще строчкой вниз — АБРАКАДАБ. И так далее, отнимая по букве, то получается треугольник, острием вниз. Западная магическая традиция утверждает, что не только произнесение этой формулы, но и написание в том виде, который описал я, это слово обладает СИЛОЙ…

Но повторю еще раз: западная магическая традиция сильно пострадала из-за свирепствования инквизиции, так что не нужно серьезно рассматривать те осколки, которые дошли до наших дней.

Абракадаброй принято называть любую формулу, лишенную смысла. На востоке есть воззрение, что истинная мантра как раз и должна быть лишена смысла, чтобы бесконечное повторение привело к разрушению языка, привычного ментального уклада… Чтобы у ученика сформировался новый вид ВИДЕНИЯ — ДАРШАНЫ, сформировался некий тайный язык.

Некоторые космические экстазы шаманов выражаются непонятными фонетическими изысками, подчас приводящими к созданию тайных языков.

То, что у шаманов происходит спонтанно, исследовалось древними арийскими мыслителями, было выстроено в единую систему, называемую МАНТРАЯНОЙ — путь мантр.

Например, Васубандху утверждал, что истинный смысл мантр — в отсутствии смысла. Именно так наиболее полно ученик может освободить сознание от привычной деятельности, выйти за пределы разума…

Я должен заметить, что восточная традиция знает оба направления — мантра как абракадабра и мантра как гимн, или формула, полная смысла.

Тот вариант рецитации, который полностью лишен смысла и о котором мы уже говорили, слегка напоминает дзэнские коаны — сверхлогические задачи (как можно хлопнуть одной ладошкой?). Суть в выходе сознания за пределы логики, к истоку ума, выход за сферу Имен и Форм (нама-рупа).

Нужно с грустью отметить, что этот подход имел успех в народе, ибо простые люди, не поняв смысл «выхода за пределы ума», увидели в таком методе самый легкий путь. Нужно лишь повторять формулу. АУМ, или АУМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ! Кстати, эта мантра наполнена смыслом, так что здесь мы не имеем дело с мантрой вроде АБРАКАДАБРЫ.

Но для народного сознания ничто это не имеет значения. АУМ НАМА ШИВАЯ, или АУМ АМИДА БУДСУ, или АУМ ТАТ САТ, — все эти формулы, лишенные мысленного наполнения, объявлялись панацеями ото всего. Нужно было лишь их повторять.

Не подумайте, что я говорю только о неразвитых, простых людях. Есть целые направления, которые веруют в спасительное повторение формул без ментального наполнения. И не с той позиции, о которой говорит Вавсубундху.

Нет, тут мы имеем дело со все тем же импульсом — найти легкие пути.

Дело дошло даже до молитвенного колеса. Написанная мантра на молитвенном колесе, ее нужно лишь крутить и… Все, спасительная формула, из-за своего оборота вокруг оси, как бы рецитируется в пространство, даруя спасение тому, кто крутит колесо.

Как все это далеко от того метода накладывания ментальных установок на отдельные буквы, о котором говорили упанишады.

Вообще, если бы подобный метод был действенен и лишь ЗВУЧАНИЕ, без ментального усилия, даровало бы прогресс, то и попугая можно было бы научить мантре, даже научить ПРАВИЛЬНО выговаривать звуки. И что? Птица стала бы Буддой?

Не только в старину, даже по сей день ищущие легких путей верят в этот метод. Сколько гуру приезжало на запад с новой мантрой, уча легковерных бесконечно повторять имена бога, непонятные слова…

Одним словом — абракадабра.

Абракадабра превращается в действенный метод, если ее рецитировать с ПОЛНЫМ ПОНИМАНИЕМ, что это делается для выхода за пределы логики, ментальности…

Или таким путем добиваются прогресса набожные люди, которые идут путем Бхакти. Иными словами, такие души вступают в связь со Всевышним. Он видит их чистоту и поднимает к себе, так что мантра там не имеет никакого значения.

Я вспомнил рассказ фантаста Артура Кларка. Он интересен и «в тему», поэтому сделаем отступление.

В неком ламайском монастыре монахи занимаются тем, что слагают мантры из букв, которые оставил им некий мифический учитель.

Следуя традиции, они должны все время пробовать все новые и новые комбинации, ибо, согласно ученью их мифического гуру, именно из этих звуков состоит сакральная мантра, способная изменить космос.

Но комбинаций — миллионы. Монахам понадобятся тысячелетия, чтобы сложить все возможные варианты…

И вот технический прогресс приходит на помощь. Монахи приносят компьютер, пишут программу и машина делает в течение нескольких дней то, что должно было быть предметом исканий в течение тысячелетий.

Машина может сделать это…

Я не расскажу, как заканчивается рассказ, возможно, вы его еще прочтете, так зачем знать конец?

Но сарказм фантаста понятен и уместен.

Действительно, если бы все дело было в звучании, то можно было бы при помощи современной техники найти все мантры. Все возможные комбинации, все возможные звучания, обертоны…

Итак, подведем итог.

То, что мантры могут все, буквально все, — это народный взгляд, простая вера. Вот придет некто, научит заклинанию и… все-все беды будут позади… Нужно лишь знать ХАРЕ ХАРЕ, или НАМУ АМИДУ БУДСУ, или АУМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и пр.

Я осмеиваю именно прагматичную веру дураков, а не старинные пути и тех учителей, которые стояли у истоков мантраяны того или иного направления.

Увы, нет такой простой вещи, как панацея, и нет знания, которое предлагают людям купить бессовестные гуру. И нет таких легких путей…

В мантре сосредоточена огромная масса информации, некие пласты метафизического смысла.

Чтобы показать, насколько сложен путь мантраяны, приведу пример.

Восемь тысяч строф многотомного трактата по махаяне «Аштасахасрика-праджня-парамита» были обобщены в небольшой текст — «Праджня-парамита-хридайя-сутру». Этот текст был сокращен до нескольких строф «Праджня-парамита-дхарани». Эти несколько строф были сжаты в «Праджня-парамита-мантру». Наконец, эта мантра была сведена к своему «зерну», биджа-мантре. Эта биджа-мантра звучит как ПРАМ.

Таким образом, ученик должен сперва изучить многотомный трактат. После — его метафизический «экстракт» — небольшой текст. После этого — суть этого текста, несколько строф «Праджня-парамита-дхарани». Уже после этого он поймет значение мантры, вытяжки из этих нескольких строф. И, наконец, он будет способен медитировать над биджей — зерном, одним единственным слогом, содержащим метафизическую суть многотомного буддийского труда, сжатого до биджа-мантры ПРАМ.

Но пусть некий незнающий европеец станет повторять ПРАМ, ПРАМ… даже если он возьмет четки, обреет голову и пр. Он будет жалкой пародией, попугаем, повторяющим неизвестные слова.

Я отношусь с глубоким уважением к любой конфессии, направлению и пр. Но не нужно воинственно утверждать, что Всевышний сокрыт в той или иной словесной формуле, будь то ХАРЕ ХАРЕ, или НАМА ШИВАЯ, или даже «Отче Наш».

Всякая молитва приведет преданного к Богу, если он искренне просит Бога о помощи. Путем Харе Харе, или мусульманским зикром, или христианскими молитвами, или простым обращением, без всяких формул: «Боже, я мал и невежественен. Я не знаю твоих имен, но я пытаюсь, стремлюсь, уповаю… ПОМОГИ!»

И будь такая молитва искренней, она достигнет цели не хуже, чем любая другая, иудейская, мусульманская, христианская или индусская…

Но если мы говорим о мантрах, то упанишады дают точное определение мантры. АУМ, точно так же, как мы уже увидели с буддийской ПРАМ, — это сжатый метафизический смысл упанишад, рецитация некоторых уровней (прошлое, настоящее и будущее, или состояние бодрствования, сна со сновидениями и сна без них, или три Веды, или три ипостаси Абсолюта) медитации, наложенных на мысленном повторении АУМ.

«И тогда, — говорит упанишада, — если АУМ произносится ТАКИМ ОБРАЗОМ, бывают почтены все боги, и ученик бывает омыт во всех священных источниках, и он получает плоды всех аскетических действии и изучения всех Вед…»

О том, как нужно медитировать с помощью АУМ, мы еще поговорим, ибо Патанджали отводит этому отдельную сутру. Еще мы вернемся к этому, когда перейдем к упанишадам.

Итак, подведем итог. Одним из средств, кроме рождения в определенной среде Дэвов и лекарственных средств, для достижения совершенных способностей объявляется мантра. Тут Патанджали следует традиции — в Индии считается, что мантры могут все. Мантра — это не то, что можно вычитать. Его учит знающий, «из уст», ибо нужно правильно выговорить мантру. Гурувяктратах — из уст учителя.

Возможности мантры неограничены.

«Есть ли что-либо, невозможное при помощи правильно произносимой мантры?

Нет, так можно достичь даже БУДДОВОСТИ…

Локанатха-мантра отпускает даже тягчайшие грехи…

Экаджата-мантра защищает ото всех опасностей и дарует святость Будды…»

Это из тантрического текста САДХАНАМАЛЕ. Все сиддхи доступны для ученика, знающего правильное произношение мантры, от любовных заговоров до нирваны, если верить этому источнику.

Четвертым средством, среди перечисленных Патанджали, является ТАПАС. Об этом я уже говорил при обсуждении ниямы, поэтому отсылаю читателя перечитать мои комментарии.

Пятое средство — йога.

Итак, рождение в соответствующей среде Дэвов, лекарственные средства, мантры, тапас (аскетизм) и собственно йога — вот пять средств для развития магических способностей — СИДХ.

Три мы рассмотрели. О тапасе говорили в начале моей работы, когда обсуждали нияму. А вот о йоге не будем говорить, ибо разговор о ней является целью всей работы, а не только этой части. Скажу лишь то, что в отличие от остальных йога включает в себя все остальные средства, возможно, за исключением осадхаи — наркотиков.

Но академик Смирнов пишет, что «судя по всему, наркотики применялись в йоге». Имеет он в виду именно эту строфу Йога-сутр или делает такое заключение еще на каком-то основании — я не знаю. Смирнов думает, что легенда о Шиве (боге йогов), который выпил яд и имеет от этого синюю шею, нужно трактовать в подтверждение этого… Он также считает, что ананда (блаженство), описываемая в текстах, отчасти вызвана наркотиками, чего я категорически не приемлю. В Индии можно увидеть садху (святых отшельников), курящих гашиш, но это никак нельзя экстраполировать на всю йогу. Как мы видим, Патанджали ясно дает понять, что осадхая и йога — разные способы достижения магических способностей…

Гурувяктратах — из уст учителя. Это относится не только к мантре. Вы, наверное, ощутили некую недосказанность в моих комментариях. Поймите меня, обсуждаемое в этом месте уж очень СПЕЦИФИЧНО. Так что, может быть, я бы говорил больше, если бы мы разговаривали с глазу на глаз. Оставляю надежду, что еще представится случай…

В принципе, мы обсуждали колдовство, магию. В первой строфе 4-й главы Патанджали говорит о средствах достижения СИДДХ, а не просветления. А сиддхи я не считаю целью, достойной ученика, как себя, так и вас.

Теперь я скажу пару слов о цели йоги, о достижении просветления и об использовании перечисленных средств для йогической садханы.

Идя к мокше (нирване, самадхи), вам придется использовать все эти средства. Йога — это некий синтез разных средств.

Вы, наверное, станете эволюционировать без следующих инкарнаций, я на это надеюсь. Достигнуть совершенства через несколько воплощений — к такому вы должны быть готовы, но ЖЕЛАТЬ вы должны совершенства уже в этой жизни, через годы, а не жизни.

Насчет Сомы. 

Я вам открою секрет Сомы. Она вокруг вас. Любое вещество, незапрещенное законом, можно использовать как Сому. Не думайте, что в древности Арийские Мудрецы имели мощные наркотики, вроде ЛСД или Экстази. Нет, они применяли природные средства, те, которые попадались на пути их миграции. Иногда грибы с содержанием Псилоцибина. Иногда — мускарина (Красный Мухомор). Иногда они делали вытяжку из кустарника, содержащего Эфедрин. Такое и по сей день практикуется Бомбейскими Зороастрийцами (больше последователей Заратустры нигде не осталось, в Бомбее их всего сто тысяч). В древнем Иране использовали коноплю, в Аравии — кофе. В Китае для духовных целей применяли чай. В Греции (Минойский Крит и Элевсинские мистерии) применялась спорынья, содержащая лизергиновую кислоту (из которой теперь делают ЛСД). Культ Диониса и «Мед поэзии» скандинавов опирался на алкоголь в виде вина или пива. Иногда с добавлением грибов…

Но суть ритуала была в использовании возбуждения, доставляемого веществом, для сакральных целей. Что это означает? Объясню простыми словами. Адепт принимал вещество и направлял возбуждение для очищения своей сущности, для того, чтобы обретенное вдохновение применить для вникания в гимны предков или для создания новых гимнов. 

Зороастр яростно осуждает тех жрецов, которые начали пить Хаому для удовольствия. Значит, уже тогда существовало НЕПРАВИЛЬНОЕ применение вещества.

Вам не нужно искать что-то мощное, запрещенное… В любой культуре есть дозволенное, освященное традицией предков. 

Перестаньте принимать чай, кофе, алкоголь в любом виде (уже не говорю о табаке). Начиная практику йоги, вы заметите, что даже лук, чеснок и другая раджастическая пища выводят вас из равновесия, делая невозможным сосредоточение.

И вот, у вас уже есть несколько веществ, периодическое применение которых возбудит ваш ум ДО НЕВЕРОЯТНОЙ СТЕПЕНИ, даже при их дозированном употреблении. Исключив кофеин, вы обнаружите, что другую Сому не нужно искать. После месяца без кофеина, выпив густую порцию (будьте осторожны) чая и сделав это ритуально, для раскрытия ума, вы обнаружите это вещество с новой стороны. И, о чудо, сакральный текст, прочитанный после принятия чая, ОТКРОЕТСЯ с новой стороны, глубже, эмоциональней. Вы совершите «Чайную Церемонию» дзэна, и ментальное состояние будет просветленным. Но такое случится лишь при условии, если тело и ум непривычны к кофеину. Суть в том, что накапливается энергия, и неким веществом мы ее возбуждаем, что можно делать редко, раз в неделю или еще реже…

То же и с вином (с водкой и прочим это не получается, ибо только вино, чаще красное, содержит мало тамаса и раджаса). В принципе, тосты — некий древний ритуал, дошедший до нас в таком искаженном виде. Если выпить мало, как это и было в старину, всего несколько тостов, при этом ритуальных (за Бога, за Ушедших, за Предков…), то ментальное состояние совершенно иное, одухотворенное.

Вот и секрет. Начиная путь йоги, вы сможете совершенствоваться лишь при саттвической диете. Все возбуждающее должно быть исключено. Но иногда, редко, вы можете пользоваться возбуждающими средствами, теми, что другие считают привычными, слабыми. Но для йога эти средства (чай, кофе или пара бокалов вина) подобны сильным транквилизаторам. Запасенная дыхательными упражнениями энергия, возбужденная стаканом чая, откроет ум, и ученик сможет взойти на уровень древних мудрецов. Он поймет древние гимны и писания упанишад так же, как это случалось с простолюдинами, которых опаивали Сомой и которым декларировали эти гимны тысячи лет тому назад. Вот в чем был секрет Ведических ритуалов. Сома лишь помогала, чтобы человек смог превзойти свой обычный уровень, смог понять мудреца, декламирующего священные гимны…

Мантры и тапас входят в практику йоги, и об этом мы уже говорили. Конечно, можно пользоваться тапасом и мантрами для магических целей, но об этом я не хочу говорить — сон остается сном, видим мы себя могущественным волшебником или обычным человеком.

Я предлагаю проснуться.  ВатоДревняя Йога

Вторник, 18 Май 2010 19:05

Добавить комментарий